"Билет в будущее"
Вместе к будущему
Всероссийский проект ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее» объявляет конкурс для педагогов-навигаторов. Грант на профессиональное и творческое развитие могут получить победители российские учителя, участвующие в проекте, которые расскажут о своем опыте продвижения профориентации в российской школе.
Для участия необходимо написать небольшую творческую работу и опубликовать ее на сайте школы, в школьной группе в ВКонтакте и на личной странице в социальной сети. Три победителя в каждой из номинаций «ЭССЕ», «Новостной материал», «Публицистический материал» получат гранты на развитие своих профессиональных компетенций в размере 100 тыс. рублей, 50 тыс. рублей и 20 тыс. рублей соответственно.
Конкурс стартует 5 ноября и продлится до 17 ноября 2024 года.
Подробнее о правилах участия можно ознакомиться на сайте проекта в разделе «Новости»: https://bvbinfo.ru/media/news/bilet-v-budushee-obyavlyaet-konkurs-moi-gorizonty
Формирование профессиональных интересов у детей – это важный процесс, который начинается с раннего возраста. Родители играют ключевую роль в этом процессе, и их поддержка может значительно повлиять на выбор карьерного пути ребенка.
В этой статье мы рассмотрим рекомендации для родителей, которые помогут способствовать развитию профессиональных интересов своих детей.
Поддерживайте открытое общение
Создание доверительной атмосферы в семье – это первый шаг к формированию профессиональных интересов. Родители должны быть готовы обсуждать различные темы, связанные с карьерой, и поощрять детей делиться своими мыслями и желаниями. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что его мнение ценится, и он может свободно выражать свои идеи.
Наблюдайте за увлечениями ребенка и поддерживайте их
Помогите детям выявить их интересы и увлечения, наблюдая за тем, чем они занимаются в свободное время. Поддержка и поощрение этих увлечений помогут детям понять, что их интересы могут стать основой для будущей профессии. Например, если ребенок увлекается рисованием, рассмотрите возможность записи его в художественную школу.
Поощряйте обучение и развитие навыков
Образование играет важную роль в формировании профессиональных интересов. Родители могут поддерживать детей в получении знаний и навыков, необходимых для их будущей карьеры. Это может включать дополнительные занятия, кружки, мастер-классы или онлайн-курсы. Чем больше ребенок будет развивать свои навыки, тем более уверенно он будет чувствовать себя в выборе профессии.
Активно участвуйте в профориентационных проектах
В школе детей также знакомят с разнообразием профессий и карьерных путей. В нашей стране существует профориентационный проект «Билет в будущее». «Билет в будущее» – проект, который объединяет школьников, педагогов и родителей, в уникальном сотрудничестве, направленном на поддержку интересов, способностей и целей каждого участника. К проекту также привлекаются психологи и эксперты, которые готовы помочь каждому выбрать свою специальность. В рамках проекта проводятся профориентационные уроки, психологическая диагностика, экскурсии, мастер-классы, профпробы, фестивали профессий и мультимедийные выставки-практикумы. Для всех обучающихся 6-11 классов существует курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты». Он также нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда.
Поощряйте самостоятельность
Важно давать детям возможность принимать собственные решения и не бояться ошибаться. Это поможет развить уверенность в своих силах и научит ответственности за свой выбор. Обсуждайте с детьми последствия различных решений, но не навязывайте свои предпочтения. Самостоятельность в выборе профессии способствует формированию осознанного подхода к карьере.
Будьте рядом в трудные моменты
Формирование профессиональных интересов может быть стрессовым процессом для детей. Родители должны быть рядом, чтобы поддержать их в трудные моменты, помогая справляться с неуверенностью и сомнениями. Эмоциональная поддержка и понимание помогут детям преодолеть трудности и двигаться вперед.
Следуя этим рекомендациям, родители смогут создать поддерживающую и вдохновляющую атмосферу, способствующую осознанному выбору будущей профессии. Поддержка, понимание и открытость со стороны родителей помогут детям уверенно двигаться к своей цели и строить успешную карьеру.
Также своими советами о том, как приблизиться к выбору идеальной работы поделился психолог Залим Шибзухов из Кабардино-Балкарской Республики:
– Страшно совершить ошибку и выбрать не ту профессию? Ошибок здесь быть не может, если это осознанный выбор. Как психолог, я хочу подчеркнуть, что выбор профессии – это важный этап в жизни каждого ребенка, и родители могут сыграть в этом процессе решающую роль.
В современном мире, где финансовая стабильность часто становится приоритетом, выбор профессии может оказаться сложной задачей. Многие сталкиваются с давлением общества, родителей или собственных страхов, которые подталкивают к выбору «практичной» профессии. Однако важно помнить, что работа – это не только способ зарабатывать деньги, но и возможность реализовать свои мечты и таланты.
Важно, чтобы каждый школьник ответил себе на вопросы: «Какие у меня ценности? Какие цели я хочу достигнуть?». В профессиональных предпочтениях однозначно помогут сориентироваться профориентационные тесты и практика.
Помните, что работа – это не только источник дохода, но и важная часть вашей жизни. Выбирайте то, что действительно любите, и успех не заставит себя ждать!
Пресс-служба Фонда Гуманитарных Проектов
Залина Губурова, Северная Осетия
Почти каждый из нас большую часть своей жизни проводит на работе. Поэтому хочется, чтобы сфера, которую мы однажды выбрали, приносила не только хороший заработок, но и удовольствие от того, что делаешь изо дня в день.
О том, что заранее сформулировать мнение в отношении будущей профессии – это архиважно и очень трудно говорят и те, кто уже нашел свой путь. По словам директора центра опережающей профессиональной подготовки РСО-А Батраза Кучиева (ЦОПП, к слову, регоператор проекта ранней профориентации школьников «Билет в будущее»), вопрос выбора особенно беспокоит миллионы школьников.
«Чем ближе к окончанию школы, тем больше охватывает паника, кем стать? Естественно, огромную помощь в этом оказывает проект «Билет в будущее», уникальная возможность даётся каждому участнику, - подчеркивает Кучиев. – «Предусмотрено столько правильно выстроенных активностей – это большая помощь. Людям, которые мечутся, ищут себя в бескрайнем мире профессий, надо, конечно, многое обдумать. Постараться просчитать, какой будет профессия на перспективу. Может быть, она со временем потеряет актуальность или, наоборот, будет развиваться. Вопросов много, и, конечно, не всегда здесь должен присутствовать материальный интерес. Сегодня мы, к примеру, видим, как умирают многие профессии, появляются новые, можно легко ошибиться. Скажем, если раньше мы видели психологов в основном в силовых структурах, каких-то организациях, в которых он должен был присутствовать по статусу, то сегодня он начинает присутствовать практически в каждой организации. Естественно, профессия актуализируется, развивается, углубляются знания в этом направлении, что не может не радовать, потому что, на мой взгляд, психолог – очень важная профессия. Потому что во время больших скоростей и большого количества информации люди находятся в стрессе, их нужно поддерживать, корректировать».
Батраз Владимирович, рассуждая о том, на что же ориентироваться в отношении выбора профессии, отмечает, что, в первую очередь, все же, на чётко выраженный интерес к ней. «Я думаю, что это основа, но также надо взвесить свои возможности, наклонности, таланты, интересы. Ведь успешным мы называем того, кто себя нашел и реализовал – то есть такой человек подключил все свои потенциальные возможности, и следовательно профессия должна ему нравиться, значит, он ориентировался не только материальный интерес, а увидел себя в той или иной сфере. А для этого, конечно, нужно опять-таки помочь. Как я уже сказал, «Билет в будущее» - это уникальная возможность в плане помощи и поддержки осознанного выбора профессии. Идет оздоровление ситуации, согласитесь, нам не нужны армии юристов, экономистов, наша возрождающая экономика практически задыхается ввиду отсутствия узко профильных специалистов. И, конечно же, родители должны находиться рядом со своими детьми, чтобы поддержать их, помочь выбрать профессию, но не давить, поскольку чей-то пример в отношении другого человека, может, вообще не сработает. Все люди разные и имеют свои особенности. Поэтому мое пожелание, чтобы в основу осознанного выбора профессии люди все-таки ставили не материальный интерес, а именно развитие. Если каждым из нас будет двигать только материальный интерес, то ничего хорошего не получится, это все будет очень временно и чем раньше это человек осознает, тем лучше, и поэтому правильный выбор нужно сделать в самом начале».
Своим экспертным мнением поделилась и клинический психолог Лаура Тадтаева:
Она тоже придерживается точки зрения, что ориентироваться нужно не только на деньги, хотя, безусловно, это тоже очень важно и значимо и предлагает опираться в выборе на «три кита»: «Одним из ориентиров является заработок, вторым – развитие. Может ли и будет ли молодой человек или девушка развиваться в данной профессии, есть ли карьерный рост? Третий аспект – удовольствие, которое мы получаем от самого процесса и от той на значимости социальной, которую игнорировать категорически нельзя. Хочу заострить внимание на том, что сегодня в погоне за деньгами многие забывают об этом, кажется, что при выборе профессии социальная значимость профессии как будто не так важна. Сегодня у подростков есть абсолютно все условия и возможности для выбора. Да, с одной стороны, они видят людей, которые легко могут зарабатывать, с другой тех, кому деньги даются очень тяжело. Безусловно, это их вводит в некое такое замешательство и путает подростка во время выбора профессии», - говорит психолог.
Вот, что советует в этом случае врач-терапевт высшей категории ГБУЗ «Республиканская клиническая больница» МЗ РСО-Алания Александр Осипов, которого можно смело отнести к когорте молодых врачей, нашедших свою нишу, любимое дело и смело идут по своей дороге. «При выборе профессии надо понимать, к чему тебя вообще изначально тянет. В школьные годы можно постараться найти знакомого, родственника, друга в той профессии, которую ты хочешь выбрать для себя, задать этому человеку все волнующие вопросы, чтобы он по возможности максимально рассказал о своей профессии, как говорится, все «подводные камни». Если никого рядом нет, то вместе с родителями обратиться к кому-нибудь, хотя бы на пару дней походить с человеком на его работу, посмотреть на профессию изнутри. Сам я, когда заканчивал школу, выбирал между 3 профессиями. Мне одинаково интересны были адвокатская деятельность, торговля и медицина. Я с детства видел своих родителей, бабушку, как они лечили людей, как к ним обращались. Моя бабушка не настаивала, но очень аккуратно, незаметно для меня подтолкнула меня в сторону медицины. Учиться в мединституте стало очень интересно курса, наверное, со 2-3-его. Но во время работы я в полной мере ощутил, что это не только интересно, но и приятно оказывать помощь людям, когда им тяжело. Особенно, когда они уже не знают, что им делать, на кого рассчитывать, радует, что удается их успокоить, улучшить и облегчить их состояние, потом видеть радостные глаза и улыбки, понимая, что я – причина этому».